18 ноября 2013 г.

Марки. Обыкновенные. Почтовые.


Марки стали чем-то повальным и всепоглощающим в очень короткое время, когда я учился в первых классах. Вначале это было уличное увлечение. Как всегда, наиболее продвинутыми во всех новшествах были старшие пацаны – Паня и Тосик Винокуровы, Сашка Екатеринин. Однажды, зайдя к кому-то из них, я, с затаённым восторгом, обнаружил компанию за увлекательнейшим занятием – обменом марок. При этом меня захватил даже не сам этот азартный процесс, при котором каждый норовил выменять у другого что-то ценное, всунув ему взамен какую-нибудь ординарщину. Меня поразил разверзшийся вдруг передо мной мир – совершенно до того неизвестный. И я немедленно ощутил в себе жажду настоящего коллекционера.
Перво-наперво, были ревизованы и ободраны все почтовые конверты, найденные дома. К моему разочарованию, эпоха наклеенных марок канула в прошлое – их тогда уже просто печатали вместе с конвертами, что, собственно, было разумно. В стране существовало два вида почтовых сообщений – «простые», добирающиеся до адресата неделями по железным дорогам  автотранспортом и ещё бог знает чем, и «авиа» - их, получатель, обычно обретал в течении нескольких дней. Конверт для авиапочты был несколько дороже, чем обычный, потому, многие люди, особенно старой закалки, предпочитали переписываться по-простому, экономя по несколько копеек (авиа-отправление стоило что-то порядка 7-8 копеек), что, при   интенсивности тогдашних эпистолярных контактов жителей СССР, могло составлять солидную сумму.

Но – про марки. Ободрав то, что нашлось в доме, на следующий день я вновь был на филателистическом крыльце у соседских ребят. Но похвастаться «коллекцией» не удалось – старшие, хотя и оценили мои усилия, отнеслись к моему собранию весьма скептически. Хотя – и без презрения. Я вообще не помню, чтобы кто-то «на улице» относился к нам, младшим, с пренебрежением - наоборот, от того времени осталось ощущение того, что все старшие приятели были весьма доброжелательны и терпеливы.
- В марках важно, чтобы был цел каждый зубчик! А у тебя? – эта фраза была знаковой. Во-первых, старшие мальчишки признали во мне «своего», поведав главное правило филателизма, а во-вторых, признали мои скромные заслуги коллекционера. Это позволило мне ободриться, и критически взглянуть на свою «коллекцию». В пылу собирательства, некоторые марки, содранные с домашних писем, утратили не только зубчики, но также солидные фрагменты, а то - и добрые половины.

Тогда же я узнал, что в городе имеется специальный «филателистический магазин» для коллекционеров марок. Что и говорить, остаток недели прошёл в перманентном ожидании воскресных дней, когда бабушка, всегда живо поддерживавшая мои увлечения (хотя и не все), обещала сводить меня в заветный магазин.
Марки в магазине продавались маленькими целлулоидными пакетиками. «Сериями». Так что, толком рассмотреть купленное, я смог только дома. И этот разбор приобретений был ещё одним запоминающимся праздником, из тех - которые способно дарить одно только Детство. Среди моих первых «серий» оказались посвящённые советской космонавтике, освоению Арктики, Городам-Героям. Безоглядное и полное погружение в совершенно новые миры, изображённые на крохотных миниатюрах, наверное, и возможно также только в том возрасте, когда грань между реальностью и выдумкой (и мечтой!) ещё очень и очень размыта. Когда и глаз востёр, и сам ты ещё не переполнен ненужным и неважным и открыт для восприятия нового.
Собирание марок стало ещё одним увлечением, без которого рассказ о тех годах и тех людях, был бы неполным. И, хотя увлечение длилось всего несколько лет, и постепенно затухло к старшим классам, марки, собранные тогда, до сих пор стоят на полке в старом альбоме. После меня им успел попользоваться (во время своего аналогичного филателистического увлечения) ещё и брат Миша (а между нашими детствами – 14 лет).
…В начале, как и все, я стремился собирать марки, посвящённые технике и науке. Но очень скоро, в связи с переменой интересов и приоритетов, стал собирать лишь то, что было как-то связано с биологией. Особенно, конечно, вожделенными были марки с животными.
Нужно сказать, что филателия в СССР имела множество приверженцев, как среди юных, так и среди взрослых коллекционеров. Потому, марки для коллекций можно было покупать не только в филателистических магазинах, но и на некоторых почтовых отделениях, а позже -  в ларьках «Союзпечати». И, среди коллекционных (погашенных!) серий были не только красивые серии «Почты СССР», но и иностранные – в первую очередь, конечно, выпущенные в странах народной демократии. Помню роскошные марки Вьетнама, на которых были нарисованы яркие и экзотические насекомые и звери тропиков; скромные монгольские – со стадами овец и лошадей на пастбищах; «академичные» чешские, где животные и растения изображались так же, как в популярных каталогах-определителях; кубинские, пестревшие роскошными представителями морской тропической фауны.



Комментариев нет:

Отправить комментарий