8 января 2021 г.

Мечта об Африке


 

В своей книге "Как мы жили в СССР (зимой)" я много писал про культ чтения существовавший в стране во времена моего детства и юности. Не ошибусь, если скажу, что именно читательские пристрастия сделали нас такими, какие мы есть. Хотя и не все мы стали космонавтами, пиратами и мушкетёрами, детские мечты, заложенные проглоченными томами, всё равно никуда не делись. Сидят где-то глубоко внутри. Терпеливо ждут воплощения.

Что до меня, то скажу честно, что именно книги поставили меня на тот путь, по которому я и двигаюсь с тех пор, зародили в душе ту мечту, которую я и воплощаю в свою жизнь по мере сил и возможностей.

...У нас дома было принято дарить друг другу книги. И это были отнюдь не формальные подарки, в отличие от тех, которые я получал от друзей-приятелей каждый в День Рождения, и от соклассниц к каждому 23 февраля. Дома знали цену книгам и особую цену нужным книгам. И всячески поощряли мои ранние увлечения: зоологией, историей, палеонтологией, географией. Многие книги из тех подарков сохранились в моей библиотеке. И сохранили на форзацах дорогие сердцу автографы, выведенные правильным почерком матушки, академическими рубленными буквами отца и немного искривлёнными строчками деда (раненная в конце войны рука не позволяла ему писать легко и быстро).

«Читая эту книгу, ты поймёшь, что труд учёного – это самый тяжёлый, хотя и самый интересный труд. Пусть эта книга введёт тебя в светлый и беспокойный мир науки.

                                        Мама, папа. 31 декабря 1971 года»

Эта надпись - на учебнике "Основы палеонтологии", выпущенном издательством МГУ. А вот – от деда:

«Дорогой Андрюша!

Дарю тебе эту книгу в день твоего рождения, когда тебе исполнилось 9 лет.

                       Дедушка. 22 мая 1967 года. г. Алма-Ата.»

Дед надписал книгу А. Свирина с захватывающим названием «Большая охота», которую купил в Москве, будучи в командировке. И она спустя год, стала ещё одним пленившим воображение многостраничным приключением. Она породила мечту про Африку.

Я ярко помню, как обожгла меня эта новая грёза. Это были летние каникулы после 3 класса (после «Плутонии»). Я лежал на одеяле, в тени развесистого крындаля, у забора, и зачитывался незатейливым повествованием Свирина, где он так вкусно и понятно живописал Африку и её обитателей.

А уже потом был Майн Рид, тоже проглоченный на раз (теперь я намертво вязну в первых десяти страницах его объёмистых томов!). А совсем потом, уже после школы – Хэм и Хантер, которые интересны и ныне. А в старших классах интерес к Африке подогревался ещё и нашими журналистами-международниками (вроде Кулика), и книгами "про животных" Акимушкина и Банникова, Адамсон и Грджимека. Ну и конечно – «Клубом путешественников», руководимого незабвенным Юрием Александровичем Сенкевичем.

…Интересно, что в последнем путешествии Сенкевича – мы были вместе. В Астрахани. На странном мероприятии, названном почему-то «международной журналистской экспедицией», а по сути - банальном отмывании денег. Ю. А. в основном пил и устало купался в лучах увядающей славы. Через неделю, уже в Индии, я узнал, что его не стало…

...Хотя, пожалуй, когда я учился в школе, вместо Сенкевича «Клуб» ещё вёл Шнейдеров. Это была передача, которую я старался не пропускать. Особенно, когда сюжеты касались Африки.

Африка, правда, со временем отошла на второй план в рейтинге моих интересов. Но многие другие места на этой планете, мечтания о которых зачинались тогда же, параллельно, в процессе упоительного чтения-поглощения, со временем стали для меня вовсе не абстрактными точками на карте. Об этом, кстати, я рассказываю в другой своей книжице "К западу от Востока. К востоку от Запада" (Книга первая и Книга вторая)



Комментариев нет:

Отправить комментарий