24 марта 2014 г.

Улицы Времени.


Посёлок первых лет нашей в нём жизни – был маленьким, уютным и вразумительным. Каждая улица имела свою околицу. Наша, Садовая, заканчивалась спуском к речке, а соседние – Альпинистов и Интернациональная – упирались в пустырь, на котором располагалась первая кочегарка и волейбольная площадка.
Молодёжная, названная так в честь двух общежитий для молодых специалистов, соединяла Домики с Бараками. В её дальнем конце располагалась самая первая «центральная площадь» посёлка, на которой была сосредоточена вся торговля и останавливались автобусы. Там же, в одном из бараков располагался и первый детский сад, куда мне некоторое время довелось походить.
Коммунистическая вела от площади перед Аспирантским общежитием (туда же вскоре перебрался торговый центр и автобусная остановка), к клубу. И заканчивалась на горке - дощатым сортиром, откуда открывался чудный вид на весь, ещё лишённый зелени посёлок. К кладбищу эта дорога стала вести гораздо позже – в середине 60-х, а до того, если кто и умирал, его хоронили в других местах.
С юга посёлок заканчивался улицами Курчатова, а Академической. Коттеджи на последней также появилась несколько позже. Так что те, кто туда переселился, прежде пожили в домиках (так, Часниковы жили у нас, на Садовой, а Исаевы – на углу Коммунистической и Космонавтов).
Космонавтов, в те годы, была единственным «стритом» (или «авеню» - как кому нравится) «СМУ 26». На неё выходили все прочие улицы, и тут располагалось самое заметное (во всех отношениях) здание посёлка – школа. А также два двухэтажных корпуса - ясли и детский сад (позже один из них был отдан под Станцию юных техников).
Начиналась главная улица посёлка от здания Поссовета, где была единственная аптека, почтовое отделение (Алма-Ата 82) и парикмахерская. А заканчивалась – возле ещё одной старой котельной и бани, через которую прошли (и неоднократно) все жители докоммунального периода. Больница, как и  Сорокавосьмиквартирные дома, также начали строиться чуть позже, но уже к середине 60-х значительная часть поселковых жителей приходилось на них.
Сюда же выходила и Валиханова, которая, по сути, была продолжением нашей Садовой (хотя её валихановские жители и думали по другому). Помню позже, когда у меня возник вопрос по поводу этих странностей поселковой топонимики, отец, со свойственным ему юмором объяснил, что это было сделано для того, чтобы запутать иностранных шпионов.
Сразу за школой начинался большой пустырь, испещрённый балками, густо поросшими колючим терновником. Никаких построек до самой институтской дороги (никому и в голову не приходило тогда назвать её улицей Ленина) в первое десятилетие не было. Так что, сразу за школьным двором и садом начиналась настоящая «неизведанная земля», которая тянулась до самой бригады. И где-то среди этого хаоса одиноко торчал характерный силуэт летнего кинотеатра.

На приводимых тут фотографиях из фототеки Е. И. Жукова – посёлок уже в середине 60-х. Тут уже есть и больница, и «сорокавосьмиквартирные» - но ещё не все, а самые первые. Снимки, которые я намедни сделал примерно с тех же точек, говорят сами за себя. Ныне некоторые улицы носят уже иные названия. Но я их запоминать не хочу…
Аспирантское общежитие


Коммунистическая

Поссовет


Интернациональная от школы

Садовая 
Космонавтов от Садовой
Добавьте подпись

Валиханова



Больница, котельная, баня



Сорокавосьмиквартирные...


Комментариев нет:

Отправить комментарий