10 марта 2014 г.

Парта-портэ. Классика жанра.


Разбирая фототеку Е. И. Жукова, я наткнулся на негативы, которые, внешне, казались попросту испорченной плёнкой. Но на всякий случай засунул плёнку в сканер. И вспомнил целый жанр народного школьного творчества, расцвет которого пришёлся на наше время. Художественную роспись по партам.
«Писать на стенках туалета
Скажу я вам – не мудрено…
Ведь по сравнению с г…ном мы все поэты!
(А по сравнению с поэтами – г…но…)»
Такой поэтический пёрл, написанный классическим стилем, украшал когда-то дверь кабинки нашего школьного туалета. И не он один. Но писать (и рисовать) на стенках туалета – не велика смелость. Как и на заборах школы. Это всё равно, что лаять и лайкать в интернете. Анонимность гарантированна. Совсем иное – художественная роспись парт, в классах. Акт – героический, потому как, мало, что всё происходит под неусыпным взором учительницы, прямо во время урока (никакой дурачок не станет тратить на это внеучебное время), так ещё и идентификация обеспечена – кто где сидит, тот там и сидел.
Потому, интенсивность и художественная ценность произведений возрастала прямо пропорционально удалённости от неусыпного ока. И самые высокохудожественные пёрлы и вершинные достижения были приурочены именно к последним рядам. Хотя, чего греха таить, большинство знаков были далеки от искусства, а являлись банальным способом самовыражения, обыкновенной информацией, которую кто-то хотел поскорее сделать достоянием масс. Мы ведь росли без «сэмээсок» и «емээлок».
Что до техники, то до появления шариковых ручек она была куда разнообразнее и изощрённее, нежели после. В нашем арсенале было, к примеру, настоящее граффити, процарапываемое перьями в слоях разной краски, покрывающей столешницу парты.
Так что, когда обычное наказание для свободных художников и невольных поэтов (остаться после урока и отдраить парту с содой) уже не давало должного результата ввиду глубокой рельефности клеше, художнику-рецидивисту грозила крайняя мера – принести в школу краску и кисть и выкрасить столешницу наново. Что, понятно, воспринималось многими, как обыкновенная грунтовка холста, для дальнейшего творчества.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий