4 марта 2014 г.

Кино нашего детства.




Наше детство было неотделимым от кино, которое крутили в старом клубе. Занимался этим маленький и пьяненький киномеханик, которого в посёлке хорошо знали не только взрослые, но и дети. Плёнки у него то и дело рвались, а иногда он даже умудрялся путать части. При таких казусах, в тёмном зале начинался стихийный бунт – люди кричали «Сапожник!», топали ногами и свистели. Два-три таких эмоциональных взрыва сопутствовали каждому кино. Шум, правда, сразу же утихал, стоило зажечь свет в зале. Но, даже при этом дополнении, ощущение волшебного действа всё равно не покидало нас весь сеанс.
Что мы смотрели? Всё, что показывали. Хотя у каждого были и свои привязанности. Помню, несколько раз я бегал «Туманность Андромеды» - слабенький фильм, в котором, однако, снимались Вия Артмане и Сергей Столяров (Веда Конг и Дар Ветер). Запомнился и «Солярис» Тарковского, который «открыл» ещё и музыку Баха, и «Охотников на снегу»  Питера Брейгеля Старшего (тогда, наверное, и возник осознанный интерес к классической музыке и классической живописи, хотя, музыка звучала у нас в доме всегда, но Баха, например, не было – отец, почему-то, не считал его великим композитором и не любил особо). Интерес к фантастическим фильмам предопределялся интересом к литературным аналогам. И Лем, и Ефремов – были перечитаны в школе по многу раз.
Там же, в старом клубе, я впервые увидел и Шукшина – щемящее чувство от «Калины красной» запомнилось до сих пор. Всегда долгожданными были и американские ленты. «День, когда всплыла рыба», «Бездна», «Флиппер», «Благослови зверей и детей» (Крамера), «Золото Маккены» с Грегори Пеком и песней про то, как «Золото манит нас!» в исполнении Градского. И, конечно же, французские комедии с Луи де Фюнесом («Фантомас», «Человек-оркестр», «Оскар» и т. д.) и Пьером Ришаром («Укол зонтиком», «Высокий блондин») – которые от хохота зрителей грозили реальным разрушением старому клубу.
А ещё раньше были «Неуловимые мстители», «Последняя реликвия» и, смотренные-пересмотренные картины «про индейцев», которые снимали немцы совместно с югославами на студии «ДЭФА» (по Фенимору Куперу и Карлу Мэю, с Гойко Митичем!). Правда, «Чингачкука – Большого Змея» смотрели в летнем кинотеатре (его остатки до сих пор видны возле стоянки). И от просмотра запомнился ещё и дождь, капли которого сияли в лучах проектора. Купер к тому времени тоже был знаком хорошо.
К концу детства поспел и Дом Культуры. Из школьных времён оттуда помниться «Белое солнце пустыни», которое стало заметным кинособытием не только для страны, но и для посёлка. Помню, как мы возвращались после сеанса, с отцом, и я, захлёбываясь от восторга, всё повторял и повторял увиденные сюжеты («А как он - тому! А этот -  его!»). А назавтра всё это «а как!» бесконечно повторилось и в школе.
А ещё в ДК регулярно проводились «киноклубы», на которых крутились обычно всякие зарубежные ленты, которые предваряли лекции приезжих киноведов. В СССР кино не только любили, но и знали, а журнал «Экран» был одним из самых распространённых.
Вечером в кино мы ходили с кем-нибудь из взрослых. А зачастую это были полноценные семейные походы. Но был ещё «детский сеанс» на 16-00, который всецело принадлежал нам. Билеты на него стоили 10 копеек (столько же стоил, к примеру, стакан сока, или огромный беляш в школьном буфете). Мелочь на карманные расходы водилась у любого из нас - потому мы сами решали, когда сходить в кино на свой законный «детский сеанс», зачастую даже не ставя в известность родителей.
Обычно одну ленту привозили на два дня. Так что, если фильм оказывался особенно проникновенным, то его просмотр можно было  назавтра повторить ещё раз. Но бывало и по-другому – просмотрев какую-нибудь серенькую и скучную ленту, пацаны сговаривались и наутро начинали в школе нахваливать несуществующие достоинства кинофильма. Что вызывало всплеск зрительского внимания у пропустивших зрелище, и после уроков в кино шла обманутая и заинтригованная половина класса.
Иногда, примерно тем же занимались и наши местные прокатчики. Для того чтобы привлечь детское внимание, достаточно было нарисовать на афише жгучую брюнетку (блондинку) и приписать внизу таинственное и манящее  -  «дети до 16». И это – на «детский сеанс», в те времена, когда и взрослым-то ничего такого не показывали! Что и говорить – зал оказывался переполненным мальцами, купившимися на коварный рекламный ход поселковых кинодельцов. При этом зачастую оказывалось, что картина была не только абсолютно безобидна, но в ней вообще не было ни одной женской роли! Не знаю, уж, чего получали от этого кинопрокатчики, сидевшие на фиксированных ставках – не исключено, что всё делалось исключительно из бескорыстной любви к искусству.
Но зал заполнялся не всегда. Когда же продавалось менее 5 билетов, то сеанс вообще отменялся, а деньги возвращались. Но такое бывало редко. Что до вечерних сеансов, то тут, чаще, случалось, что старенький клуб, на фасаде которого зрителя встречало неизменное ленинское изречение о том, что «самым главным для нас является искусство кино» очень часто не мог поместить всех желающих приобщиться к этому самому главному. И припоздавшим подсуетиться с билетом, приходилось надеяться на то, что у кого-нибудь окажется «лишний». Что, однако, случалось не всегда.
Кассовый успех тогдашнего кино был обеспечен отсутствием внятных конкурентов (чёрно-белое телевидение конкурентом не было, а про видеозапись тогда знали только из фантастических романов). И ещё ценами на билеты – теми копейками, которые позволяли даже самому простому инженеру через день ходить в кино и не ощущать при этом особых беспокойств за свой бюджет.
Настоящим кинособытием тех лет стало появление двух шедевров Гайдая – «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки». Когда вышла «Кавказская пленница», было лето, и я ходил в школьный пионерский лагерь. Наверное, это был 1967-й.
Очень запомнилось одно утро, когда я застал население лагеря столь возбуждённым, что никто не удосужился даже поприветствовать меня как положено.  Накануне на экраны вышла «Кавказская пленница» и кое-кому удалось попасть на премьеру.
-  Он говорит - «Чей туфля? - Моё!»
- А тот-то, тот-то – «Спасибо, я п-постою!»
- А Никулин, Никулин – как!? С дерева!!!
Конец каждой фразе тонул в грохоте пацанячего смеха. Хохотали все, и те, кто с гордостью рассказывал, и уже видел фильм, и те, кто с завистью слушал, и у кого поход в кино был ещё впереди.
 Но этот смех, был слабым повизгиванием котят, в сравнении с львиным рыком, который разносился в те дни из каждого кинотеатра и клуба нашей 1/6 земной поверхности. Это я понял спустя несколько дней, когда мы с бабушкой отправились смотреть вожделенную ленту - в старенький киносарайчик на улице Калинина (он был где-то за мостом через Малую Алмаатинцу).
Никогда в жизни я больше не слышал столь  гомерического хохота с такой интенсивности в децибелах, как в тот раз, на «Кавказской пленнице». Дощатые стены содрогались так, что из щелей сыпались опилки, а сюжет буквально терялся во взрывах беспримерных зрительских эмоций. Вот это была настоящая всенародная комедия!


На фото: От кинотеатра нашего детства время оставило лишь руины. Глядя на них трудно представить, как много связано у многих с этим местом…

Комментариев нет:

Отправить комментарий