Прежде, чем Владимир Ильич Ленин стал
демоном и исчадием ада, он был почти богом. По крайней мере – до определённого
возраста, для нашего поколения. Так нас учили и воспитывали - так нас выучили и
воспитали.
Это - не школа. Детский сад. Большой портрет Ленина был одной из достопримечательностей нашего садика. |
Плохо это было, или хорошо – однозначно не
скажешь. Но то, что мы были куда более цельными натурами нежели те, кто сегодня
пребывает в тогдашнем нашем возрасте – однозначно. Что такое хорошо и что такое
плохо – тогда знали и родители, и учителя, и старшие товарищи. Потому у нас долго
ещё не было никаких сомнений в том, что коммунизм – хорошо, а фашизм – плохо;
что воровать – плохо, а честно трудится – хорошо; что жить – хорошо (правда,
хорошо – жить ещё лучше!), а давать взятки – так же плохо, как их брать; что
когда мужчина с женщиной – хорошо, а мужчина с мужчиной... Ну, и так далее.
О значении культа Ленина можно судить по
тому, что даже когда страна, поменяв курс, повернула обратно, и начался тотальный
исторический стриптиз, имя его, по инерции, некоторое время не трогали - валили
всё на последователей. Ну, а уж потом стали валить и его памятники и валять его
самого. И все вдруг стали его идейными супротивниками, те даже, кто очень много
поимел в своё время на славословиях и дифирамбах в его адрес.
Но пока «дело Ленина жило и побеждало», да
и сам он был «живее всех живых», мы очень даже спокойно относились к его
постоянному присутствию в нашей повседневной жизни. Во время нашего пионерского
детства в школе проходили специальные «ленинские уроки», на которых нам не
только рассказывали, чем выделялся из сверстников маленький Володя Ульянов, чем
Вождь мирового пролетариата занимался в Шушенском, или что делал в Разливе, в
легендарном Шалаше. Не только рассказывали, но и показывали всё это на стендах,
или макетах Ленинской комнаты и музея, которые располагалась в крайней северо-восточной
аудитории, на втором этаже, за учительской. Во времена нашей комсомольской
юности каждый из нас ежегодно проходил своеобразную аттестацию – сдавал «ленинский
зачёт». И хотя я не помню, чтобы кто-то этот зачёт завалил, к нему всё равно
готовились не просто так, а как к своеобразному экзамену, хотя и откровенно
формальному.
И даже несмотря на то, что к окончанию
школы все мы знали не только большое количество эпизодов из разных периодов жизни
Самого Человечного, но и большое количество анекдотов о нём же (в том числе – и
про легендарный Шалаш) – никто из нес не мог помыслить о том, что мы, в своей
жизни, станем свидетелями тотального развенчания тех «ленинских идеалов», на
которых нас воспитывали, и сноса его памятников по городам и весям.
Что такое Ленин для меня ныне? Часть той
истории, в которой мне было так уютно, тепло и немного тесно…
(снимки
из фототеки Е. И. Жукова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий