10 декабря 2013 г.

Мы и Ленин.



Прежде, чем Владимир Ильич Ленин стал демоном и исчадием ада, он был почти богом. По крайней мере – до определённого возраста, для нашего поколения. Так нас учили и воспитывали - так нас выучили и воспитали.
Это - не школа. Детский сад. Большой портрет Ленина был одной из достопримечательностей нашего садика.
Плохо это было, или хорошо – однозначно не скажешь. Но то, что мы были куда более цельными натурами нежели те, кто сегодня пребывает в тогдашнем нашем возрасте – однозначно. Что такое хорошо и что такое плохо – тогда знали и родители, и учителя, и старшие товарищи. Потому у нас долго ещё не было никаких сомнений в том, что коммунизм – хорошо, а фашизм – плохо; что воровать – плохо, а честно трудится – хорошо; что жить – хорошо (правда, хорошо – жить ещё лучше!), а давать взятки – так же плохо, как их брать; что когда мужчина с женщиной – хорошо, а мужчина с мужчиной... Ну, и так далее.

О значении культа Ленина можно судить по тому, что даже когда страна, поменяв курс, повернула обратно, и начался тотальный исторический стриптиз, имя его, по инерции, некоторое время не трогали - валили всё на последователей. Ну, а уж потом стали валить и его памятники и валять его самого. И все вдруг стали его идейными супротивниками, те даже, кто очень много поимел в своё время на славословиях и дифирамбах в его адрес.


Но пока «дело Ленина жило и побеждало», да и сам он был «живее всех живых», мы очень даже спокойно относились к его постоянному присутствию в нашей повседневной жизни. Во время нашего пионерского детства в школе проходили специальные «ленинские уроки», на которых нам не только рассказывали, чем выделялся из сверстников маленький Володя Ульянов, чем Вождь мирового пролетариата занимался в Шушенском, или что делал в Разливе, в легендарном Шалаше. Не только рассказывали, но и показывали всё это на стендах, или макетах Ленинской комнаты и музея, которые располагалась в крайней северо-восточной аудитории, на втором этаже, за учительской. Во времена нашей комсомольской юности каждый из нас ежегодно проходил своеобразную аттестацию – сдавал «ленинский зачёт». И хотя я не помню, чтобы кто-то этот зачёт завалил, к нему всё равно готовились не просто так, а как к своеобразному экзамену, хотя и откровенно формальному.
Это "ленинский урок" в нашем 5 "В". Узнаю (справа - налево): Сергея Алексухина, Пашу Кушулуна, Вову Бортничука, Ермека Бекмухамбетова,  Таню Кирьянову (?),  Наташу Карбышеву (?), Ольгу Галушкину и Ольгу Шаблицкую.  
И даже несмотря на то, что к окончанию школы все мы знали не только большое количество эпизодов из разных периодов жизни Самого Человечного, но и большое количество анекдотов о нём же (в том числе – и про легендарный Шалаш) – никто из нес не мог помыслить о том, что мы, в своей жизни, станем свидетелями тотального развенчания тех «ленинских идеалов», на которых нас воспитывали, и сноса его памятников по городам и весям.
Что такое Ленин для меня ныне? Часть той истории, в которой мне было так уютно, тепло и немного тесно…


(снимки из фототеки Е. И. Жукова)

Комментариев нет:

Отправить комментарий