8 октября 2013 г.

Середина 80-х. Последняя стройка социализма.

Мне отрадно, что этот проект стал читаемым и ожидаемым. И даже обзавёлся другими авторами, готовыми привнести в него и свою память (и любовь к нашему общему прошлому). Сегодня я предлагаю небольшой экскурс Татьяны Кушулун про то, свидетелем чего сам я был лишь постольку-поскольку. Речь - о последней стройке эпохи СССР. Даже не стройке - пристройке, которая, тем не менее, сыграла свою роль в жизни многих жителей нашего посёлка. И хотя для моего поколения, понятие "школа" всё же вряд ли выйдет за рамки старого двухэтажного здания - "новая школа", построенная благодаря энергии Л. С. Ткачук, всё равно - не чужая. Тут, в зале, мы ещё долгие годы гоняли вечерами по спортзалу баскетбольный мячик, здесь приходилось бывать на родительских собраниях уже не в качестве учеников. Тут же, в школьной столовой, одно время собирались на поминках по тем землякам, которые, увы, уже не пройдут с нами по улицам родного посёлка...

Татьяна Кушулун: ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ШКОЛА НОМЕР 7 ИЗ БУКВЫ "П" "ОКВАДРАТИЛАСЬ" ДО БУКВЫ "О" 

Школа в нашем любимом Алатау первоначально имела традиционную форму "буквой П". Милое уютное двухэтажное здание, каких множество в постсоветском пространстве. Росла численность населения и места стало  маловато. Либо переходить на трёхсменку, либо срочно что-то предпринимать. На этом основании был составлен соответствующий документ и отправлен по инстанциям. 
К тому времени, когда бумаги превратились в заказ проектному институту, документация гласила, что в здание школы номер 7 не вмещаются более 700 учащихся. Сложно сказать, было ли это чьим-то умыслом или рассеянностью,  следствием некорректного составления или прочтения документа... Столько учащихся собственно и было в нашей школе на тот момент. Но так как документы гласили, будто все 700 в школу не вмещаются, именно на такое количество учащихся и спроектировали пристройку, по сути - отдельную новую школу, благодаря которой вид сверху из буквы "П" превратился почти в букву "О".
Когда ошибка обнаружилась, пришлось доказывать, что посёлок растёт и большая школа ему необходима. Для этого предоставлялись документы о планах ИЯФа создать новые лаборатории и так далее и тому подобное. В принципе это соответствовало тогдашней политике государства. После 27-го съезда компартии, школы и детские сады строились по всей территории Советского союза. Моя мама, Людмила Александровна Кушулун, тогда работала в том самом проектном институте, она вспоминает, что в конце восьмидесятых они были завалены работой по проектированию детских учреждений и универсамов. В итоге решили: новой школе быть! 

ЛЮДМИЛА СЕМЁНОВНА ТКАЧУК - ГЛАВНЫЙ ДВИЖЕТЕЛЬ СТРОЙКИ
Вот и проект готов, и средства под строительство выделены. Но это было только начало. Для того, чтобы новое здание построили качественно и в назначенный срок, предстояло приложить много усилий. Огромный вклад во всю эту историю с постройкой новой школы внесла Людмила Семёновна Ткачук - тогдашний директор школы. Именно она была инициатором всего процесса. И на её хрупкие плечи легла нелёгкая задача: дотолкать, допинать строительство до счастливого финала.
О Людмиле Семёновне я могу говорить долго и с удовольствием. В ней удивительным образом совпали природная интеллигентность,  человечность и талант руководителя. Пятьдесят лет в нашей школе. Пятьдесят лет работы с детьми, сотрудничества с учителями, общения с родителями. Она - желанный гость на встречах выпускников, душевный человек, отличный рассказчик, приятный собеседник. Полвека ответной любви и уважения со стороны учеников, их родителей. Это немало!
Новое здание школы строилось в течение двух лет. Эти два года Людмила Семёновна называет самыми трудными и страшными в её педагогической жизни. Во-первых, ей пришлось вникать в строительную специфику - предмет прежде неизученный. Во-вторых, приходилось выполнять и организационную, и административную, и просто физическую работу в большом объёме, совмещая всё это с директорскими обязанностями и ведением уроков. Два года радения за новое здание без отпуска и отдыха! 

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА: ВОСПОМИНАНИЯ ЛЮДМИЛЫ СЕМЁНОВНЫ  
Л.С."Посёлок расширялся, поставили физкорпус, новые вычислительные машины. Был большой приток специалистов. Новое здание стало вопросом необходимости. Мне, как директору школы, приходилось ездить в министерство образования со всеми выкладками и доказывать это. Рассматривались проекты, старались учесть нужды школы. В новом здании был и актовый зал с полноценным оборудованием для просмотра кинофильмов - фактически кинотеатр. Предусматривались специально оборудованные кабинеты, просторная столовая, помещение под кафе и многое другое. С трудом дело продвигалось. Нужно было всего добиваться, каждую мелочь выбивать. Не очень богатая республика была на тот момент. 
Много трудностей было связано с рабочими. Хотели контракт заключить со СМУ 26. Почему я стремилась к этому - они жили в посёлке, являлись фактически  родителями наших учеников, и у меня была вера, что они заинтересованы в строительстве и отнесутся очень серьёзно. Но у СМУ 26 было много контрактов в городе, и они отказались браться за нашу школу. В итоге строителей, с которыми был заключён контракт, привозили откуда-то и увозили. Началось строительство.
Конечно, нужно было очень много внимания уделять стройке, и на это моё внимание рабочие жаловались своему начальству. Было и смешно, и грустно, когда строители, набрав барматухи в местном магазине, напивались и спали вповалку на горах битого кирпича. А мне приходилось брать швабру и расталкивать их, приговаривая, что скоро учебный год и нужно всё закончить. Рабочие говорили прорабу, что у меня вместо сердца - партбилет. Они прятались от меня на второй этаж, думали, что я туда не доберусь, но я карабкалась и по строительным мосткам. Приходилось контролировать расход строительных материалов. Это было для меня страшное дело. Рабочие ругали меня, возмущались, а я всё равно требовала от них качественно выполнять работу."

ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА или КРАСОТА - СТРАШНАЯ СИЛА!
Трудно было не только контролировать строительство. Школу предстояло заполнить мебелью и аппаратурой. Всего этого нужно было выписать и привезти: загрузить, выгрузить, установить на месте. И тут большую роль сыграли красота и обаяние. Прежде всего, как я полагаю, - нашего замечательного директора. А ещё - наших физруков: Анатолия Владимировича и Сергея Борисовича. Людмила Семёновна брала их с собой потому, что необходима была мужская сила. А они очаровывали работниц учреждений, от которых зависела укомплектованность нашей школы, да не забывали приговаривать, что мол, нам бы ещё и то не помешало, и этого бы побольше...  
Л.С."Чего бы я ни добивалась в жизни, мне и в голову не приходило давать кому-то взятки. Мне повезло с Толей и Сергеем Борисовичем. Они ж у нас красавцы были! А там - молодые девочки. Они повлюблялись в наших учителей. Такая была интересная ситуация. Девчонки млели от их шуток-прибауток и выписывали нужное."
"А где же ваш Д'Артаньян?" - вопрошали девушки, когда Людмила Семёновна приезжала одна. Как вы догадываетесь, они были пленены образом Анатолия Владимировича Маркова. Чернявый, усатый, стройный - он действительно смахивал на популярного в то время киногероя.

ПОМОЩНИКИ ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА 
У всего есть плюсы и минусы. Удалённость от города добавляла сложности процессу, зато помогала наша автобаза. Они предоставляли грузовой транспорт. В кабину грузовика садилась Людмила Семёновна, а в кузове замаскировывался наш замечательный завхоз Виктор Павлович. В город грузовик не впускали. Приходилось пересаживаться на городской транспорт, чтобы
заполнить все необходимые разрешения в центре города, потом возвращаться к грузовику,  ехать на склад, искать грузчиков... К школе, зачастую, приезжали поздно вечером.
Машину нужно было отпускать, а значит тянуть с разгрузкой нельзя. Разгружали и носили мебель старшеклассники, учителя, родители. А когда машина приходила совсем поздно, Людмиле Семёновне приходилось стучать в двери домов, стоящих напротив школы и просить о помощи их жителей.
Л.С."Надо отдать должное жителям улицы Космонавтов - они не роптали, а всегда принимали активное участие в разгрузке аппаратуры."
Л.С."Ещё один интересный момент был. Поехали мы получать в актовый зал кресла с нашим замечательным завхозом Виктором Палычем.   Тут играют мальчишки-шестилеточки. Вооружены: палочки, пистолеты за поясом. Я позвала их и попросила помочь. Детали  лёгонькие были. А один малыш подошёл и говорит: "Тётенька, мы ещё не учимся в школе, мы в садике." Я убедила их, что они будут обязательно учиться в нашей школе и сидеть на этих стульчиках. И ребятишки помогали носить спиночки и подлокотники для кресел."

УСПЕТЬ ВОВРЕМЯ - ЭТО КРУТО!
К сентябрю школу торжественно сдали. Строительная компания вручила руководству ключ от нового здания. Начались занятия в одну смену. Это было великое достижение и великое удобство и для родителей, и для детей! Ребята занимались в новых кабинетах, им показывали широкоформатные фильмы, праздники стали проводиться в новеньком актовом зале. Появился ещё один спортивный зал больше и современнее предыдущего.
Л.С."Я считаю, что хоть и не я лично, но под моим руководством, я поставила себе памятник в посёлке. Ушло много сил, здоровья, нервов. Но я удовлетворена тем, что мы вместе сделали очень хорошее дело. Мы просто успели вовремя сделать это, и вдруг - перестройка. Буквально сразу!"
Построили! Успели! И это действительно было чудом. Если бы со строительством немного затянули, достроить стало бы практически невозможно. Как не повезло дому возле нижней остановки! Начало перестройки стало концом его строительству. И теперь этот мрачный памятник переходному периоду медленно разрушается, зияя пустыми глазницами окон. А школа продолжает жить. После капитального ремонта она обогатилась новыми окнами, и даже новыми классами вместо рекреаций. В неё приходят дети и внуки тех, кто когда-то её закончил.

ПОСТСКРИПТУМ

 Когда-то существовал альбом, где в фотографиях была отражена история школы и посёлка. Во время встреч выпускников вывешивались а актовом зале наклеенные на зелёные листы картона фотографии и выпускники узнавали себя на них. Но однажды, когда Людмила Семёновна уехала в отпуск, а в школе случился очередной ремонт, альбом попросту выбросили на помойку. Наша история показалась кому-то ненужным хламом. Грустно это и обидно! Если у вас или ваших знакомых сохранились эти фото, давайте восстановим альбом в этом проекте! Фотографии  останутся у вас, их нужно просто отсканировать! Был какой-то отдел в институте, назывался он ОНТИ. Вот они и создавали эту фотолетопись школы. Ау, где вы? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий