Мне отрадно, что этот проект стал читаемым и ожидаемым. И даже обзавёлся другими авторами, готовыми привнести в него и свою память (и любовь к нашему общему прошлому). Сегодня я предлагаю небольшой экскурс Татьяны Кушулун про то, свидетелем чего сам я был лишь постольку-поскольку. Речь - о последней стройке эпохи СССР. Даже не стройке - пристройке, которая, тем не менее, сыграла свою роль в жизни многих жителей нашего посёлка. И хотя для моего поколения, понятие "школа" всё же вряд ли выйдет за рамки старого двухэтажного здания - "новая школа", построенная благодаря энергии Л. С. Ткачук, всё равно - не чужая. Тут, в зале, мы ещё долгие годы гоняли вечерами по спортзалу баскетбольный мячик, здесь приходилось бывать на родительских собраниях уже не в качестве учеников. Тут же, в школьной столовой, одно время собирались на поминках по тем землякам, которые, увы, уже не пройдут с нами по улицам родного посёлка...
Татьяна Кушулун: ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ШКОЛА НОМЕР 7 ИЗ БУКВЫ "П" "ОКВАДРАТИЛАСЬ" ДО БУКВЫ "О"
Школа в нашем любимом Алатау
первоначально имела традиционную форму "буквой П". Милое уютное
двухэтажное здание, каких множество в постсоветском пространстве. Росла
численность населения и места стало маловато. Либо переходить на
трёхсменку, либо срочно что-то предпринимать. На этом основании был составлен
соответствующий документ и отправлен по инстанциям.
К тому времени, когда бумаги
превратились в заказ проектному институту, документация гласила, что в здание
школы номер 7 не вмещаются более 700 учащихся. Сложно сказать, было ли это
чьим-то умыслом или рассеянностью, следствием некорректного составления
или прочтения документа... Столько учащихся собственно и было в нашей школе на
тот момент. Но так как документы гласили, будто все 700 в школу не вмещаются,
именно на такое количество учащихся и спроектировали пристройку, по сути -
отдельную новую школу, благодаря которой вид сверху из буквы "П"
превратился почти в букву "О".
Когда ошибка обнаружилась,
пришлось доказывать, что посёлок растёт и большая школа ему необходима. Для
этого предоставлялись документы о планах ИЯФа создать новые лаборатории и так
далее и тому подобное. В принципе это соответствовало тогдашней политике
государства. После 27-го съезда компартии, школы и детские сады строились по
всей территории Советского союза. Моя мама, Людмила Александровна Кушулун, тогда
работала в том самом проектном институте, она вспоминает, что в конце
восьмидесятых они были завалены работой по проектированию детских учреждений и
универсамов. В итоге решили: новой школе быть!
ЛЮДМИЛА СЕМЁНОВНА ТКАЧУК - ГЛАВНЫЙ
ДВИЖЕТЕЛЬ СТРОЙКИ
Вот и проект готов, и средства под
строительство выделены. Но это было только начало. Для того, чтобы новое здание
построили качественно и в назначенный срок, предстояло приложить много усилий.
Огромный вклад во всю эту историю с постройкой новой школы внесла Людмила
Семёновна Ткачук - тогдашний директор школы. Именно она была инициатором всего
процесса. И на её хрупкие плечи легла нелёгкая задача: дотолкать, допинать
строительство до счастливого финала.
О Людмиле Семёновне я могу
говорить долго и с удовольствием. В ней удивительным образом совпали природная
интеллигентность, человечность и талант руководителя. Пятьдесят лет в
нашей школе. Пятьдесят лет работы с детьми, сотрудничества с учителями, общения
с родителями. Она - желанный гость на встречах выпускников, душевный человек,
отличный рассказчик, приятный собеседник. Полвека ответной любви и уважения со
стороны учеников, их родителей. Это немало!
Новое здание школы строилось в
течение двух лет. Эти два года Людмила Семёновна называет самыми трудными и страшными
в её педагогической жизни. Во-первых, ей пришлось вникать в строительную
специфику - предмет прежде неизученный. Во-вторых, приходилось выполнять и
организационную, и административную, и просто физическую работу в большом
объёме, совмещая всё это с директорскими обязанностями и ведением уроков. Два
года радения за новое здание без отпуска и отдыха!
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА: ВОСПОМИНАНИЯ
ЛЮДМИЛЫ СЕМЁНОВНЫ
Л.С."Посёлок расширялся,
поставили физкорпус, новые вычислительные машины. Был большой приток
специалистов. Новое здание стало вопросом необходимости. Мне, как директору
школы, приходилось ездить в министерство образования со всеми выкладками и
доказывать это. Рассматривались проекты, старались учесть нужды школы. В новом
здании был и актовый зал с полноценным оборудованием для просмотра кинофильмов
- фактически кинотеатр. Предусматривались специально оборудованные кабинеты,
просторная столовая, помещение под кафе и многое другое. С трудом дело продвигалось.
Нужно было всего добиваться, каждую мелочь выбивать. Не очень богатая
республика была на тот момент.
Много трудностей было связано с
рабочими. Хотели контракт заключить со СМУ 26. Почему я стремилась к этому -
они жили в посёлке, являлись фактически родителями наших учеников, и у
меня была вера, что они заинтересованы в строительстве и отнесутся очень
серьёзно. Но у СМУ 26 было много контрактов в городе, и они отказались браться
за нашу школу. В итоге строителей, с которыми был заключён контракт, привозили
откуда-то и увозили. Началось строительство.
Конечно, нужно было очень много
внимания уделять стройке, и на это моё внимание рабочие жаловались своему
начальству. Было и смешно, и грустно, когда строители, набрав барматухи в
местном магазине, напивались и спали вповалку на горах битого кирпича. А мне
приходилось брать швабру и расталкивать их, приговаривая, что скоро учебный год
и нужно всё закончить. Рабочие говорили прорабу, что у меня вместо сердца -
партбилет. Они прятались от меня на второй этаж, думали, что я туда не
доберусь, но я карабкалась и по строительным мосткам. Приходилось
контролировать расход строительных материалов. Это было для меня страшное дело.
Рабочие ругали меня, возмущались, а я всё равно требовала от них качественно выполнять
работу."
ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА или
КРАСОТА - СТРАШНАЯ СИЛА!
Трудно было не только
контролировать строительство. Школу предстояло заполнить мебелью и аппаратурой.
Всего этого нужно было выписать и привезти: загрузить, выгрузить, установить на
месте. И тут большую роль сыграли красота и обаяние. Прежде всего, как я
полагаю, - нашего замечательного директора. А ещё - наших физруков: Анатолия
Владимировича и Сергея Борисовича. Людмила Семёновна брала их с собой потому,
что необходима была мужская сила. А они очаровывали работниц учреждений, от
которых зависела укомплектованность нашей школы, да не забывали приговаривать,
что мол, нам бы ещё и то не помешало, и этого бы побольше...
Л.С."Чего бы я ни добивалась
в жизни, мне и в голову не приходило давать кому-то взятки. Мне повезло с Толей
и Сергеем Борисовичем. Они ж у нас красавцы были! А там - молодые девочки. Они
повлюблялись в наших учителей. Такая была интересная ситуация. Девчонки млели
от их шуток-прибауток и выписывали нужное."
"А где же ваш
Д'Артаньян?" - вопрошали девушки, когда Людмила Семёновна приезжала одна.
Как вы догадываетесь, они были пленены образом Анатолия Владимировича Маркова.
Чернявый, усатый, стройный - он действительно смахивал на популярного в то
время киногероя.
ПОМОЩНИКИ ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА
У всего есть плюсы и минусы.
Удалённость от города добавляла сложности процессу, зато помогала наша
автобаза. Они предоставляли грузовой транспорт. В кабину грузовика садилась
Людмила Семёновна, а в кузове замаскировывался наш замечательный завхоз Виктор
Павлович. В город грузовик не впускали. Приходилось пересаживаться на городской
транспорт, чтобы
заполнить все необходимые
разрешения в центре города, потом возвращаться к грузовику, ехать на
склад, искать грузчиков... К школе, зачастую, приезжали поздно вечером.
Машину нужно было отпускать, а
значит тянуть с разгрузкой нельзя. Разгружали и носили мебель старшеклассники,
учителя, родители. А когда машина приходила совсем поздно, Людмиле Семёновне
приходилось стучать в двери домов, стоящих напротив школы и просить о помощи их
жителей.
Л.С."Надо отдать должное
жителям улицы Космонавтов - они не роптали, а всегда принимали активное участие
в разгрузке аппаратуры."
Л.С."Ещё один интересный
момент был. Поехали мы получать в актовый зал кресла с нашим замечательным
завхозом Виктором Палычем. Тут играют мальчишки-шестилеточки.
Вооружены: палочки, пистолеты за поясом. Я позвала их и попросила помочь.
Детали лёгонькие были. А один малыш подошёл и говорит: "Тётенька, мы
ещё не учимся в школе, мы в садике." Я убедила их, что они будут
обязательно учиться в нашей школе и сидеть на этих стульчиках. И ребятишки
помогали носить спиночки и подлокотники для кресел."
УСПЕТЬ ВОВРЕМЯ - ЭТО КРУТО!
К сентябрю школу торжественно
сдали. Строительная компания вручила руководству ключ от нового здания.
Начались занятия в одну смену. Это было великое достижение и великое удобство и
для родителей, и для детей! Ребята занимались в новых кабинетах, им показывали
широкоформатные фильмы, праздники стали проводиться в новеньком актовом зале.
Появился ещё один спортивный зал больше и современнее предыдущего.
Л.С."Я считаю, что хоть и не
я лично, но под моим руководством, я поставила себе памятник в посёлке. Ушло
много сил, здоровья, нервов. Но я удовлетворена тем, что мы вместе сделали
очень хорошее дело. Мы просто успели вовремя сделать это, и вдруг -
перестройка. Буквально сразу!"
Построили! Успели! И это
действительно было чудом. Если бы со строительством немного затянули, достроить
стало бы практически невозможно. Как не повезло дому возле нижней остановки!
Начало перестройки стало концом его строительству. И теперь этот мрачный
памятник переходному периоду медленно разрушается, зияя пустыми глазницами
окон. А школа продолжает жить. После капитального ремонта она обогатилась
новыми окнами, и даже новыми классами вместо рекреаций. В неё приходят дети и
внуки тех, кто когда-то её закончил.
ПОСТСКРИПТУМ
Когда-то существовал альбом,
где в фотографиях была отражена история школы и посёлка. Во время встреч выпускников
вывешивались а актовом зале наклеенные на зелёные листы картона фотографии и
выпускники узнавали себя на них. Но однажды, когда Людмила Семёновна уехала в
отпуск, а в школе случился очередной ремонт, альбом попросту выбросили на
помойку. Наша история показалась кому-то ненужным хламом. Грустно это и обидно!
Если у вас или ваших знакомых сохранились эти фото, давайте восстановим альбом
в этом проекте! Фотографии останутся у вас, их нужно просто
отсканировать! Был какой-то отдел в институте, назывался он ОНТИ. Вот они и
создавали эту фотолетопись школы. Ау, где вы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий