Дом Культуры, для такого замкнутого пространства, как наш посёлок –
всегда соответствовал своему названию. Он появился где-то в середине 60-х и прожил
яркую, но, увы, короткую жизнь. В конце века от ДК остался уже только остов, а
годы недавнего строительного бума прибавили лишь надёжный забор вокруг этих
ординарных руин советской эпохи. Не думаю, что останки эти так же дороги их
нынешним хозяевам (а раз есть забор – должны быть и хозяева), как дорога память
о них тем, кто знал это место живым и востребованным.
Дом Культуры в былые времена был ведь настоящим центром нашей поселковой жизни.
Сюда приходили не только для того, чтобы поднабраться навыков в каком-нибудь
кружке, послушать лекцию, посмотреть на приезжих актёров, взять книжку в библиотеке или посмотреть новую
фильму. Это был своеобразный центр публичной жизни посёлка – этакая духовная агора,
куда можно было прийти просто так, без дела (вахтёры пускали всех – не
спрашивая особо про цель визита), и не только скоротать вечер, но и ... найти свою
судьбу.
Множество наших земляков встретили своё счастье именно под сводами
этого типового Дома Культуры. Ведь тут проистекало не только главное молодёжное
действо – танцы (в начале - под воющий звук гитар местных ВИА, а позже, с
начала 80-х, во многом благодаря стараниям моего приятеля Толика Виницкого – на дискотеке). Тут проводились всякие
тематические вечера и встречи, отмечались события поселкового и мирового
масштаба, и тут же, на втором этаже юго-восточного флигеля, располагался знаменитый
Дом Учёных – клуб, вообще-то не имевший аналогов в советском Казахстане. О нём
я ещё ничего не писал, но это – впереди.
Благодаря существованию Дома Учёных, нынешние руины нашего ДК можно было
бы превратить в памятник ЮНЕСКО – потому что в нём, без натяжек, перебывал весь
цвет советского театрального искусства, множество заслуженных деятелей науки, выдающиеся
художники, спортсмены и космонавты самого первого призыва. Так что – облепите
оставшиеся стены мемориальными досками «Здесь был…» - и получите памятник,
равного которому в Казахстане нет!
Ниже я помещаю небольшой и тёплый этюд, в тему, присланный Татьяной
Кушулун. Хочу лишь добавить, что в стенах нашего ДК побывал и сам Владимир
Высоцкий, вместе с коллегами по Театру на Таганке он приезжал на встречу в Дом
Учёных. И спел несколько только что придуманных песен: «Козла отпущения»,
«Свадьбу». Мне, несмотря на возраст, довелось нелегально присутствовать на том
вечере – и я про него ещё также обязательно вспомню.
Вот как Татьяна Кушулун вспоминает Дом
Культуры своего детства:
«В каждом времени свои прелести.
Одна из прелестей семидесятых и не только годов прошлого века – это кочующие по
домам культуры артисты. Сейчас сложно даже представить, какие восхитительные
жемчужины таланта могли выступать в любом сельском или поселковом клубе. У
всего есть как минимум две стороны. Для зрителей – это было прекрасно. Можно
было встретиться с потрясающими людьми, не выезжая из своего населённого
пункта. Для артистов – это была возможность прибавить какую-то невеликую сумму
к своей невеликой зарплате, а заодно пообщаться со зрителями.
Родители взяли меня на концерт
бардов. Это слово было для меня таинственным и непонятным. В принципе, я и
сегодня не взялась бы дать точного и однозначного определения понятию «бард».
Приглашены они были в дом культуры, о котором я хочу рассказать посмертно. Это
роскошное учреждение пало жертвой переходного периода из социализма в
капитализм.
Сначала широкое крыльцо во весь
фасад. Мы обожали играть там в догонялки. Несколько двустворчатых дверей и две
кассы, билеты из которых можно было продавать хоть внутри помещения, хоть
снаружи. Потом холл, умощённый гранитными плитами. По ним было здорово,
разбежавшись, кататься в чешках. В глубине холла – гардеробная. В правой
стороне – лестница на второй этаж в огромное помещение. С внешней стороны -
окна во всю стену, с внутренней - огромное панно, посвящённое научному
прогрессу, да метра по два высотой зеркала от пола и по всей длине стены со
станками для занятий танцами, в глубине – сцена. В этом же доме культуры
располагалась библиотека, музыкальная и художественная студии, всевозможные
помещения для других кружков, куда любой ребёнок мог записаться; дом учёных; и
туалеты, по проходу в которые мог бы без проблем проехать грузовик; холл с
огромными растениями в бочках, залитый солнцем и, конечно, огромный зрительный
зал, входы в который были и с первого и со второго этажей.
Вот для выступления в этом зале и
были приглашены барды. Народу в такие дни было – не протолкнуться. Точно помню,
что мне было пять лет, значит год был 1975-й. Выступающих было несколько, но
отчётливо запомнила я только двоих. Леонид Сергеев врезался в память своей
разбитной песней про Васю:
А - что голос y Васи хрипучий,
Так затем мы и сгрудились в кучу,
Кто стучал, кто скрипел, кто гудел,
Чтобы он не смущался и пел. Пой,
Вася!
Это было ярко, эмоционально и
вполне понятно даже для ребёнка.
Ещё я буквально влюбилась в творчество Вероники Долиной. Казалось бы, ну что
такая кроха могла понимать?
Гололёд – какая гадость,
Неизбежная зимой!
- Осторожно, моя
радость –
Говорю себе самой.
Строки я эти тогда запомнила очень
хорошо, как-то совсем не по-советски они звучали. Из них выходило, что себя,
вроде как, любить надо. Это сейчас дозволено говорить об этом и учить любить
себя. В советской идеологии проповедовалось совсем другое: прежде всего были интересы
общественные, государственные, а потом уже личные.
Пожалуй, я понимаю, кем были барды
в советское время: это те люди-творцы, чьё мышление не удавалось перекроить под
советский стереотип. Для них быть Человеком было выше, чем стать номенклатурой
райкома – послушной единицей в рядах оструганных под строй людей. Они не
обстругивались и помогали слушателям сохранять себя целостными.
Вот такое воспоминание…»
На этом слайде, который сделал отец в середине 60-х, на заднем плане можно рассмотреть строящийся ДК.
А на этих фото из фототеки Жукова: Дом Культуры 70-е - тогда он был нужен всем:
Фотографии середины 90-х - компьютеры уже есть, но жизнь ещё кипит!
Шахматный кружок и его бессменный ведущий - Ким Васильевич Шарапов |
Данила Михайлов и Костя Шиков - это было последнее поколение, для которого ДК что-то значил. |
1995-й год. Веяние времени - платная воскресная школа. |
А это я снимал уже на рубеже тысячелетий - ДК уже не нужен, стены - целы, окна - нет:
Эти фото сделаны на днях. Комментарии нужны?
Комментариев нет:
Отправить комментарий