16 сентября 2013 г.

Как быстро росли деревья. Посёлок в 1970-м.


А эти фото – уже мои. Примерно в это время я активно овладевал азами фотоискусства и стал счастливым обладателем отцовской фотокамеры «Смена». Отец же и был моим первым учителем в фотографии (вторым – Евгений Иосифович Жуков, но об этом я ещё расскажу).
Фотографировать на плёнку и щёлкать на мобилу – вещи столь же разные, как, к примеру, охота с дубиной и с автоматом Колашникова, или приготовление борща по всем правилам и заливка кипятком китайской лапши «Давай-давай». Как и везде, цифровые технологии, сделавшие процесс простым и доступным для всех, отобрали у него чарующее ощущение волшебства и действа.
Впрочем, донести всё это до того, кто ни разу в жизни не заряжал в полной темноте плёнку в кассету, никогда не радовался тому, что правильно угадал экспозицию (диафрагму с выдержкой), и не просиживал днями в занавешенной ванной комнате, с красным фонарём, над кюветами, в которых таинственно проступали на бумаге чёрно-белые очертания знакомых лиц и пережитых событий – вряд ли возможно. Никаких фотосалонов «Кодак» тогда ещё не было и в помине и тот, кто сам снимал – сам и печатал. Отец передал мне не только свои знания-умения и подарил свой фотоаппарат с увеличителем, бачком для проявки плёнки и кюветы – но и сделал специальный столик, который ставился на ванну и служил одновременно основой всего арсенала фотопечати и пультом управления светом.
Как и все начинающие фотографы – я, первым делом, отщёлкал то, что было рядом: дом, домашних, собаку Пифа, сад. А потом? Потом я полез на тополь. Тополя, высаженные перед домом на нашей Садовой улице, ещё в ту пору, когда я был совсем маленьким (в первом ряду, перед берёзами), вытянулись к этому времени выше крыш. Их высота влекла неодолимо. Наше поколение росло вместе с садами и уличными насаждениями, и потому, видно, все мы мастерски умели лазать по деревьям. Я смело взбирался на самую макушку «своего» тополя и часами рассматривал раскрывающийся вид. Геометрический орнамент из улиц, садов и крыш уютного посёлка, такого маленького, что я знал поимённо или в лицо всех жителей, и мог сказать определённо, под какой крышей – чей дом. Школа, совсем рядом – чтобы не опоздать на уроки достаточно было выйти из дому ровно за 5 минут до звонка. Институт, где работали родители - загадочная «зона» с высокой трубой над таинственным реактором. Стена гор, замыкающая картину с юга.

Вот оттуда-то, с тополя перед домом, и были сделаны эти снимки, которые датируются весной 1970 года. Если сравнить с фотографиями  Е. И. Жукова, снятыми им со школы пятью годами раньше (см. выше), станет ясно, как быстро росли деревья и сады в нашем, всё более уютном посёлке, в первое десятилетие его существования.
1

2

3

4

5

Комментариев нет:

Отправить комментарий