А эти фото – уже мои. Примерно в это время
я активно овладевал азами фотоискусства и стал счастливым обладателем отцовской
фотокамеры «Смена». Отец же и был моим первым учителем в фотографии (вторым –
Евгений Иосифович Жуков, но об этом я ещё расскажу).
Фотографировать на плёнку и щёлкать на
мобилу – вещи столь же разные, как, к примеру, охота с дубиной и с автоматом
Колашникова, или приготовление борща по всем правилам и заливка кипятком
китайской лапши «Давай-давай». Как и везде, цифровые технологии, сделавшие
процесс простым и доступным для всех, отобрали у него чарующее ощущение
волшебства и действа.
Впрочем, донести всё это до того, кто ни
разу в жизни не заряжал в полной темноте плёнку в кассету, никогда не радовался
тому, что правильно угадал экспозицию (диафрагму с выдержкой), и не просиживал
днями в занавешенной ванной комнате, с красным фонарём, над кюветами, в которых
таинственно проступали на бумаге чёрно-белые очертания знакомых лиц и пережитых
событий – вряд ли возможно. Никаких фотосалонов «Кодак» тогда ещё не было и в
помине и тот, кто сам снимал – сам и печатал. Отец передал мне не только свои
знания-умения и подарил свой фотоаппарат с увеличителем, бачком для проявки
плёнки и кюветы – но и сделал специальный столик, который ставился на ванну и
служил одновременно основой всего арсенала фотопечати и пультом управления
светом.
Как и все начинающие фотографы – я, первым
делом, отщёлкал то, что было рядом: дом, домашних, собаку Пифа, сад. А потом? Потом
я полез на тополь. Тополя, высаженные перед домом на нашей Садовой улице, ещё в
ту пору, когда я был совсем маленьким (в первом ряду, перед берёзами),
вытянулись к этому времени выше крыш. Их высота влекла неодолимо. Наше
поколение росло вместе с садами и уличными насаждениями, и потому, видно, все
мы мастерски умели лазать по деревьям. Я смело взбирался на самую макушку
«своего» тополя и часами рассматривал раскрывающийся вид. Геометрический
орнамент из улиц, садов и крыш уютного посёлка, такого маленького, что я знал
поимённо или в лицо всех жителей, и мог сказать определённо, под какой крышей –
чей дом. Школа, совсем рядом – чтобы не опоздать на уроки достаточно было выйти
из дому ровно за 5 минут до звонка. Институт, где работали родители -
загадочная «зона» с высокой трубой над таинственным реактором. Стена гор,
замыкающая картину с юга.
Вот оттуда-то, с тополя перед домом, и
были сделаны эти снимки, которые датируются весной 1970 года. Если сравнить с
фотографиями Е. И. Жукова, снятыми им со
школы пятью годами раньше (см. выше), станет ясно, как быстро росли деревья и
сады в нашем, всё более уютном посёлке, в первое десятилетие его существования.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий